5 смертельных орудий сноба: как доказать всем, что ты шаришь

5 смертельных орудий сноба

Как доказать всем, что ты шаришь

Автор: Амир Мусаев

Опубликовано: 26.02.2019

"Есть два стула. На одном массовая культура, на другом элитарная. На какой сам сядешь, на какой остальных посадишь?"

Сейчас посидим на элитарном стуле: там музыка поинтереснее, мысли поглубже да тексты посложнее. Да и чего греха таить, приятно потешить свое ЧСВ знанием андергаундного андерграунда.

После прочтения данного материала вы гарантированно станете самым умным человеком в комнате, тонким ценителем, глубоким интеллектуалом и все такое. Сможете мягко и изящно парировать любую атаку на превосходство ваших вкусовых предпочтений. А еще заставите всех ненавидеть вас, но втайне восхищаться и завидовать. Шутим. Или нет. 

Сделали для вас подборку неочевидных художников, режиссеров, писателей, знанием которых вы можете блеснуть во время светской беседы. 




Живопись - Осман Остин Спейр

Начнем с “царицы искусств Европы” – живописи. Отойдем от привычных импрессионистов, экспрессионистов и сюрреалистов. Они крутые, но есть один персонаж, который всех их переплюнул бескомпромиссностью, широтой взглядов и художественной силой картин.

С 30 декабря 1886 по 15 мая 1956 в Британии жил и творил Осман Остин Спейр. Вот немногочисленная достоверная информация о нем. А между этими датами – удивительная и грустная жизнь художника, который стал уже мифическим персонажем, привлекающим всех эзотериков и любителей "андерграунда". 

Спейра еще в 18 лет окрестили вундеркиндом и самым перспективным молодым живописцем Англии. Он был самым юным художником, выставившимся в Королевской Академии, ему предвещали блестящее будущее. В итоге Спейр проигнорировал приглашение Гитлера в 1936 году, выставку сюрреалистов, признавших его предтечей этого стиля, рисовал бездомных вместо звезд и умер в полной нищете. Биография Спейра – хрестоматийный пример того, как гениальный человек может пройти мимо мирового признания, оставаясь верным самому себе. 

Работы художника не имели аналогов в искусстве того времени. Мрачные, загадочные, полные символов картины были проводниками в созданную им же магическую систему. Он писал “чудовищные или фантастические, волшебные и сексуальные образы”.

Спейр был тем еще оккультистом: он разработал “магию Хаоса” и сигил, был первооткрывателем автоматического рисования и автоматического письма задолго до сюрреалистов.



Музыка - DVAR

Если вы считаете тяжелый метал нудятиной, а на звонок будильника можете спокойно ставить нойз, то эта группа именно для вас.

DVAR – российский музыкальный проект, окутанный тайной. До сих пор неизвестно, кто создатели группы, как они выглядят и на каком языке поют. 

Это странная, страшная и неожиданно милая музыка, которая вполне могла бы быть попсой из другого мира. Группа выпустила 9 альбомов, которые открывают нам больной фэнтезийный мир гномов и пчел. Первый альбом Piirah вышел в 2002 году на лейбле Radio Luxor и тяготел к стилю darkwave. Но в последующих альбомах DVAR начала смешивать жанры, от минимализма до шансона и world music. Одно остается неизменным – это эстетика помешательства, странный вокал и неизвестный язык.

В единственном интервью члены группы рассказали, что являются  медиумами, а "музыкальные и фонетические формы передает существо, называющее себя DVAR". В интернете ходит много легенд и крипи-историй, где люди сходили с ума и кончали с собой после прослушивания музыки DVAR. Конечно, верится в это с трудом.



Кино – Хитоси Мацумото

Тарковским, Веерасетакуном и Киаростами сейчас никого не удивишь, поклонников "медленного кино" становится все больше, и это действительно радует. Ну мы тут не за радостью пришли, а чтобы показать свою исключительность.

Хитоси Мацумото – это невероятная смесь долбанутых японских шоу-программ и авторского кино, которое поднимает важные темы. Его фильмы полны абсурда, совершенно неожиданных режиссерских решений и иронией над "серьезным" кино. Разгадка такого стиля в том, что Мацумото, как и Такеши Китано, вышли из японской комедии. Хитоси является участником комедийного дуэта Downtown, дико популярного у японской публики.

При этом Мацумото очень любим критиками, и его фильмы постоянно участвуют в Роттердамском кинофестивале – главном сборе экспериментального кино. Мацумото снял четыре фильма, в которых работал как актер, продюсер, режиссер и сценарист. 



Литература – Джозеф Макэлрой

Думаете, осилили "Отверженных" Гюго с неймдропингом в 6 страниц и победили литературу? Как бы не так. В американской классике XX века есть ряд писателей-постмодернистов, которые сложностью текста и литературными экспериментами могут сломать мозг нерадивому читателю. 

Один из таких писателей – Джозеф Макэлрой. Он написал 9 книг, а его magnum opus считают 1192-страничный роман “Женщины и мужчины”, которые критики не дочитывают из-за его невероятного масштаба и сложности. В романе 700000 слов, и он в полтора раза больше, чем “Война и мир”. Сложен он тем, что повествование напоминает текстовый лабиринт, в котором всегда несколько точек зрения, невероятное количество деталей и несвязные сюжетные линии. 

Критик Гарт Риск Халлберг пишет: "Макэлрой предпочитает изымать ключевые моменты этих связей, и это значит, что важнейшие сюжетные загадки остаются неразрешенными — словно замкнутая цепь, одновременно включенная и выключенная. Кроме того, роман ошеломляет (полагаю, преднамеренно) память читателя. Поначалу это разочаровывает. Однако, впоследствии делает его особенно “живым”: ближе к финальным эпизодам каждая деталь, мобилизуемая писателем, буквально каждое слово резонирует с полузабытыми ассоциациями".



Игры – Tale of Tales 

ААА-проекты с огромным бюджетом и масштабной рекламой редко могут позволить себе эксперименты. Тут некого винить, издатели тратят на их создание кучу денег, и разработчики рискуют закрытием студии в случае финансовой неудачи. Действительно оригинальные игры живут на островке неприметного, неказистого "инди". Они не будут развлекать вас на каждом шагу, но дадут что-то большее. 

Студия Tale of Tales создана супружеской парой Ауреей Харви и Михаэлем Самином, признанными деятелями игрового арт-хауса. Они делают произведения, стоящие между искусством, игрой и поэзией. По геймплею эти игры представляют собой "симулятор ходьбы", в котором количество механик сведено к нулю. Например, игра The Graveyard: там "ваш аватар – старушка, которая идет по мирному кладбищу. Всё. Это ядро задумки". Поверх этого примитивного геймплея накладывается музыка, проработанное окружение и самое главное – атмосфера. Именно за погружение в атмосферу, полную меланхолии и ностальгии, они любимы аудиторией.

Вот что сами авторы пишут в начале игры Bientôt l'été: "Вы играете в опыт. Ходите и смотрите. Здесь нет цели. Здесь нет истории. Просто позвольте атмосфере погрузить вас. Не думайте. Не желайте. Просто будьте."



 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: