Хочу работать режиссером, как это будет? Рассказывает Айбат Рахманов

 

Хочу работать режиссером, как это будет?

Айбат Рахманов уже работает – и рассказывает

Интервью: Айдана Айдархан

Опубликовано: 17.05.2019

Партнерский материал

Откуда вы знаете Айбата? Из подборок и “топов” на тему “молодые и талантливые казахстанские творческие молодцы”, “свежая кровь: 10 новых режиссеров, которые казахстанцы”, “будущее казахстанской режиссуры”.... Или по его работам – они действительно крутые. Например, эта:

За 30 секунд хронометража Айбат Рахманов успевает рассказать целую историю – так, чтобы ее захотелось пересматривать, даже когда это коммерция. Поговорили с ним о профессиональной зависти, о самокопании и самоиронии. И о том, к чему нужно быть готовым ребятам, которые прямо сейчас выбирают профессию и хотят податься в эту сферу. 

G95A9398-2.jpg

Вокруг одни критики

Иногда между режиссерами происходят бифы. Им хочется “ковырнуть” друг друга, сказать: “А я бы сделал не так”. Все чувствуют себя полубогами –  ведь они творят, создают персонажей, расписывают их от А до Я. 

Раньше у меня тоже было агрессивное восприятие, я жестко критиковал чужие работы. Но после первой, второй ошибки, которые случались со мной в этой профессии, стал понимающе относиться и к чужим. 

Неважно кто накосячил, отвечает за все режиссер

Это целая цепочка. Если художественный департамент что-то не организовал, страдает весь процесс – и ты не можешь снять запланированную сцену. А зритель ведь, посмотрев работу, не подумает: “Вот здесь администрация плохо постаралась”, или “художники-постановщики не очень”. Все скажут, что режиссер отстойный. На нас лежит главная ответственность, потому что именно режиссерам отвечать за финальный результат. 

Когда действительно есть промахи, я их честно признаю. С другой стороны, бывает так, что твою работу хвалят, а ты начинаешь: “Ну вообще-то там куча косяков…” Это плохая привычка, которая съедает изнутри. 

Быть режиссером – стресс

По крайней мере, в Казахстане. Тяжело снимать то, что хочется, особенно если это сопряжено с финансами. Мне повезло с роликом для ABSOLUT – я всегда хотел снять что-то в этом стиле, со множеством персонажей. Съемки прошли на хорошей волне, чувствовалась химия на площадке, все друг друга понимали. Самое важное, что мне позволили творить, пойти в другую сторону. С большинством проектов по-другому: “Мы тебе платим – сделай это!” Поэтому у меня всегда надежда на directors cut. Наверное, меня скоро будут называть «Айбат-Режиссерская Версия». 

Я бы хотел снять драму. Жанр мне нравится тем, что это действительно пережитые истории. В драме я нахожу много моментов, которыми можно цеплять зрителя на эмоциональном уровне.

 После просмотра сильных фильмов чувствую себя одухотворенным. Хочется выйти на улицу, чтобы подумать, пофилософствовать. Такие моменты обязательно портит мама – криком: “Айбат, ты вымыл полы?” Жизнь похожа на авторское кино. 

G95A9348-2.jpg

Быть насмотренным – важно, но это не панацея

Бывает так, что все мне советуют посмотреть, допустим, Соррентино. А я не чувствую, что в этот момент нужно смотреть его фильмы. Включаю “Людей в черном”. Да, мозги тогда не работают, этот фильм я смотрю только из-за ностальгии. 

У меня не такая большая “насмотренность”, но и в этом есть плюс – я не повторю случайно чужую работу. А минус в том, что пока остальные режиссеры обсуждают какой-то фильм, я сижу и такой: “Эм, окей”. 

Учиться надо, а в универе или на опыте – личное дело каждого

Был период, когда я режиссировал и снимал сам. Мне нравилось заниматься операторским искусством. Думал, что у меня это чертовски хорошо получается. Потом мне посчастливилось поработать с большой командой, в том числе с казахстанскими и зарубежными операторами. Наблюдая за их работой, я осознал: все, что я снимал сам, – дилетантство. Операторская работа – это отдельный мир, операторы видят все по-своему. Это сфера, в которой образование необходимо. 

Что касается образования для режиссера, тут мнения разнятся. Кто-то скажет, что всему можно научиться на опыте или в интернете, а другие будут утверждать, что диплом нужен. Я согласен с обоими мнениями – образование важно, но не стоит забывать о тех, кто добился успеха и без него. В наше время в интернете можно найти любую информацию. Недавно я наткнулся на лекцию из ВГИКа, и для меня стало шоком, что такие вещи есть в свободном доступе. 

Я считаю, что портфолио – это и есть диплом. 


Правильные люди вокруг – это половина успеха

В начале карьеры я снимал сам и делал это по-дилетантски. Потом я встретил Димитриса Григориади, с ним у нас сложился тандем – продюсер и режиссер. Димитрис понимает, чего я хочу, и готов отстаивать мою точку зрения перед клиентом. Это здорово. Мне повезло с коллегой. И с родителями – они отнеслись к моему выбору профессии позитивно. Думаю, у других все иначе и труднее. 

G95A9428-2.jpg

Фото: Абулхаир Распеков
Благодарим PoMo Design Center за предоставленную локацию


 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: