Мир зазеркалья и Пиковой дамы

 

Мир зазеркалья и Пиковой дамы

Наша удивительная детская картина мира

Автор: Мадина Дуйсенгалиева

Опубликовано: 28.10.2020

Многие из нас в детстве любили почувствовать застывающую от страха кровь в жилах и тайком от взрослых пытались вызывать разных потусторонних существ через зеркала, свечи и черные нитки. Не знаем, получилось ли когда-то у кого-то это или нет, но нам стало интересно, что за этим стоит.

IMG_20201028_193139_392.jpg
+

В детстве, играя в «вызывания», мы создавали для себя особенный мир.

Корни произрастают с тех времен, когда люди жили в системе мифологической индоктринации – веры в волшебных животных, наделение сознанием того, что не является живым, с той лишь особенностью, что

«детство – это своя культура в культуре, это мир волшебства, представляемый как реальность»

Персонажи бывали очень разными, как переосмысленные художественные произведения или народные былицы-небылицы, так и придуманные только среди детей: чертики, русалочки, гномы, феи и многие другие.


+
+

 

Само понятие того, что такое «восприятие» или «картина мира» можно найти у философа XX века Людвига Витгенштейна: его философские труды заключались в попытке разрешить все философские дилеммы через взаимоотношения мира и языка.

Язык и мир равновесны: язык отражает мир, а мир – это совокупность всех существующих фактов, которые в свою очередь могут быть описаны только языком. Главная загвоздка в том, что

язык всегда живой, он переливается тысячами красок и его нельзя поймать 

 Осознание своей «картины мира» возникает тогда, когда человек становится способен отделить свое «Я» от окружающего мира, как бы смотря на себя со стороны. Но ее фундаментом стоит считать тот или иной тип мышления, логический или мифологический.

Мы находим свое место в мире, когда взаимодействуем с тем, что нас окружает. 

Данное положение дел позволяет людям определять ценностные ориентиры и дает понимание, что делать в тех или иных ситуациях, что в конечном счете формирует цельное знание о мироустройстве.

IMG_20201028_193123_291.jpg
IMG_20201028_193121_267.jpg

В мифологической картине мира формирование знания о мире возможны через ритуалы, обряды, сказания, особые сакральные памятники и т.д. Оно зеркально и категорично,

в мифологическом восприятии все строится на оппозициях: хорошее – плохое, день – ночь, живой мир – мир потусторонний, иной и непознаваемый 

Детская картина мира, особенно в связи с изучением «вызываний», полноправно может считаться мифологической, так как в ней заключается главная особенность последней: разделение мира на мир людей и мир потусторонний, в котором обитают все существа, не поддающееся обычному логическому восприятию.

+
+

Чтобы открыть между мирами двери и найти с ними контакт, необходимо совершить определенный ряд действий, то есть ритуал, переданный из уст в уста.

Знание ритуала представляет собой погружение в колдовство и обладание тайным знанием, что для ребенка всегда сопряжено с риском и переживанием чувства древнего страха.

Для детей «тот мир» состоит из существ, обладающих качествами, близкими для детского понимания, как например Гном-сладкоежка. Они могут быть хорошими или плохими: хорошие приносят сладости, исполняют просьбы и желания, а плохие наносят вред: могут забрать ребенка в свой мир, разбить вещи, ругаться.

Детский мир делится четко: на свой и чужой.

Свой  мир всегда безопасен, в нем можно найти помощь и поддержку 

Для детей чувство безопасности в первую и главную очередь связано со взрослыми поэтому когда они решаются кого-то вызвать, обязательным условием будет – чтобы родителей или кого-то другого такого же ранга не было рядом.

IMG_20201028_193150_073.jpg
IMG_20201028_193141_690.jpg

Само «вызывание» пропитано мистикой. Важное разделение мира как для детей, так и для взрослых – это разделение на день и ночь, где дневное, то есть светлое время ощущается как безопасное.

В нем нет того, что открывается нам ночью: неизведанное, тайное, страшное, и поэтому самых опасных персонажей вызывают именно ночью.

Для детского мира ночь воспринимается как темнота, которая оказалась всюду 

И  бывает достаточным найти темное место, тем самым создав «искусственную ночь». Для начала нужно найти место «пограничное между мирами», как правило, это бывают: место под лестницей, ванная, темная комната, кусты, гаражи.

IMG_20201028_193157_828.jpg
+

У вызываний главная цель – разомкнуть границы между нашим миром и миром другим, поэтому, как правило, нужны атрибуты, которые подготавливают для этого почву.

Например ритуал вызывания Пиковой дамы выглядит так:

«Нужно сесть перед зеркалом около полуночи и нарисовать на нем лестницу из тринадцати ступенек. Сверху рисуем дверь с ручкой. Свет выключаем и зажигаем свечу. Колоду карт кладем перед собой, Пиковой дамой сверху.

Смотрите в зеркало и трижды произнесите: Пиковая дама, явись!»

Или Гнома, исполняющего желания:

«Нужно натянуть веревку или нитку и прикрепить к ней конфеты, но чтобы конфеты не задевали пол. На каждую конфету нужно загадать желание. Чтобы не забыть, можно записать желание на внутренней стороне фантика.

Еще можно задобрить гномика подарком — чем-то таким, что дорого лично вам, положив рядом с веревкой. Затем нужно сказать: «Гномик желаний, приди, исполни желания мои!» и лечь спать».

+-
+-
В мировой мифологии, такие атрибуты как лестница или ниточка символизируют жизненный путь, здесь же они играют роль пути из одного мира в другой, поэтому

если детям стало слишком страшно, можно прервать обряд и разрушить путь «другого» в наш мир 

Иногда такие действия становятся необходимой частью обряда, как например в той же Пиковой даме:

«…зеркало начнет темнеть, а свеча потрескивать. Можно различить в зеркале силуэт или чье-то лицо, или увидеть как Пиковая дама ступает по нарисованной вами лестнице. 

Могут стать слышны скрип открывающейся двери, шорохи, другие звуки. Можно сильно испугаться или не справиться.

Нужно задать Даме один вопрос, а после этого сразу же изгоняйте духа, чем быстрее, тем лучше.

Одним движением салфетки стираем ступеньки, снизу вверх. Карту Пиковой дамы рвем, а позже сжигаем. Лучше на улице»

Вызывания воспринимаются детьми как несущие опасность: если неправильно провести ритуал или что-то забыть, то вызываемый персонаж выйдет из-под контроля и может нанести много зла как самим детям, так и их близким: неправильно вызванные черти могут съесть детей, а Пиковая дама задушит или заберет в свой мир зазеркалья.

+
+

Но если все делать по уму и не гневить потусторонних существ, они исполняют желания или одаривают приятным, например сладостями. 

Если же посмотреть чуть дальше, то становится понятно, что

«вызывания» имеют под собой цель прикоснуться к чему-то необъяснимому, сверхъестественному; преодолеть себя, переборов страх, и взглянуть в глаза неизведанно-страшному,

что в конце концов доставляет большое удовлетворение от своей храбрости.

И сейчас, когда мы уже не верим ни в каких домовых, гномов, или что можно спросить у Пушкина что он любит больше: сливочное пирожное или шоколадный торт, для нас это остается в памяти как далекое и светлое прошлое, как легкая тоска по ушедшему раю.

IMG_20201028_193154_448.jpg
IMG_20201028_193131_308.jpg

*Все иллюстрации под авторством Н. Уварова, были взяты из книги Э. Успенского и А. Усачева  «Ужасный фольклор советских детей»



 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: