"Как в это играть?": арт-игры для исследователей искусства в новых медиа

"Как в это играть?": арт-игры для исследователей искусства в новых медиа


И тех, для кого игры не искусство

Автор: Амир Мусаев

Опубликовано: 5.04.2019

В них очень непросто играть. Они деконструируют понятие "игры", "игрока" и "нарратива", являясь не то "цифровой поэзией", не то "игровым артхаусом". Зачастую эти игры создаются маленькими полуподпольными студиями. Бывает, вообще силами одного человека, долго и мучительно. Наперекор запросам массовой аудитории, трендам в игровой индустрии и желанию заработать хоть какие-то деньги. 

Рассуждать о таких играх сложно: они лишены логики, геймплейных механик и делают ставку на атмосферу, погружая игрока в иную систему координат. Если ААА-проекты сравнивают с киноблокбастерами, например Call of Duty с "Мстителями", то тихие инди-игры похожи на авторское кино, где развлекательный аттракцион уступает место вдумчивой, спокойной прогулке по новым пространствам. В них можно найти оригинальные идеи и получить ни с чем не сравнимый опыт. Мы сделали для вас подборку таких арт-игр. 

Island Non-Places

Island Non-Places – инди-игра художника и аниматора Карла Бретона. Название прямо отсылает к понятию антрополога Марка Оже – “не-место” (non-lieux). Это повседневные места, не связанные с человеческой историей. Они как бы принадлежат всем и никому одновременно. Например, супермаркеты, аэропорты, отели. 

Простая механика (надо всего лишь нажимать на подсвеченные объекты) здесь компенсируется иносказательностью, поэтичностью и атмосферой приятного сновидения. Игра состоит из 10 независимых локаций, в которых привычные нам "не-места" выходят за пределы своих функций и открывают свою тайную сюрреалистичную жизнь. Геймер запускает несложные механизмы – и в привычные офисы и дома мягко вторгается природа: по эскалатору едут пальмы в горшках, вода наполняет квартиры... 

Игра невероятно красивая, недаром ее делал художник. Нам видны лишь силуэты знакомых мест, все остальное скрыто за непроницаемой дымкой, локации выполнены только в одном цвете. Вкупе с неоднозначностью трактовки это делает игру настоящей "визуальной поэзией", где рифмы и образы органично сочетаются с простым, но продуманным геймплеем. 

В основе задумки Island Non-Places лежит свет и его роль в современном мире. Неслучайно финальная локация – металлическая башня, на которой растут причудливые грибы. При нажатии грибы испускают свет, он искрится и заливает собой пространство, попутно включая электрические механизмы. 

Описать такую красоту сложно, ее нужно увидеть своими глазами!


Yume Nikki

В 2004 году на имиджборде 2ch.net появился пользователь с ником "Кикияма" и представил миру Yume Nikki. За 15 лет эта пиксельная инди-игра стала культовой: было создано около 200 фанатских игр с похожей стилистикой и атмосферой, в 2018 году вышел ремейк, а персонажи игры стали интернет-мемами. 

В игровой индустрии есть большая категория симуляторов: летчиков, водителей и даже коз. Yume Nikki – представитель редкого жанра: это симулятор сновидений, а конкретно – их причудливой логики, согласно которой во сне нужно дойти до одной страшной тайны. Тайна эта сделала героиню игры Мадоцуки затворницей. В реальном мире ее ждет дверь, за которую она не хочет выходить, телевизор с унылой игрой и кровать. А вот сны у нее красочны и полны гротескных жутких образов. Они служат проводниками к разрозненным воспоминаниями и страхам. 

Причина, по которой эту игру полюбило так много людей – в ее причудливом обаянии. И в том, что ее просто невозможно понять. Она впускает вас в непроницаемую логику чужого сна, сплошь состоящую из намеков и загадок. Это роднит игру, например, с работами Линча. Главный материал для них – грезы и то, как они могут стать ключом к нашим тревогам. Если сможете пробудиться, конечно. 

Игра разрабатывалась на популярном конструкторе RPG Maker (как и JRPG), но никаких ролевых элементов в ней нет. Она походит скорее на квест, только тут главное не найти, а не потерять. К примеру, рассудок. 


My Name is You

Это маленькая игра российского разработчика и основателя "Дистопии" Никиты Кафа. Представляет собой интерактивную новеллу, где мы проходим через сюжетные хитросплетения вместе с героем, которого зовут Ты.    

Нарратив тут – фишка и главный козырь, а в особенности то, как по-разному он развивается, приходя к неожиданным концовкам. В игре их несколько, каждая проливает свет на мир и жизнь главного героя и значение его необычного имени. Сам автор говорит, что игра не имеет хороших или плохих финалов. В разработке игры он вдохновлялся текстами Кафки, Сэлинджера и своими рабочими буднями. 

"Меня зовут Ты" можно проходить несколько раз: в одном случае игра закончится на первой главе, в другом – дойдет до финальных титров. Все зависит от игрока и его выбора, с виду простого, но важного. Игру часто сравнивают с еще одним "симулятором выбора" – Stanley Parable. Здесь такое же разрушение четвертой стены, эксперименты с повествованием и закольцованные сюжетные линии. 

Хоть игра сделана руками одного человека, ее отличают проработанная звуковая составляющая – от голоса диктора до композиций в каждой концовке, выдержанный визуальный стиль и полное погружение во внутренний мир маленького уставшего человека. А это многого стоит.

 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: