Как любимые песни контролируют наши умы

 

Как любимые песни контролируют наши умы

Музыка как носитель ассоциаций

Автор: Нурсулу Сагимбаева

Опубликовано: 04.08.2020

В лучшие моменты жизни я всегда остро понимала, что эти чувства не вечны. Поэтому я мечтала найти способ сохранить это состояние, например, заточить его в виде какого-нибудь эликсира. На полке в моей комнате стабильно стояли бы колбочки с продуктивностью, банки с высокой самооценкой и пузырьки с вдохновением.


Размышляя об этом, я вдруг поняла, что доступное средство у нас уже есть: это музыка. Найти ее можно на любой вкус и жанр, и это не просто красивая фраза: ежедневно на стриминговые платформы типа Spotify, Apple Music и других заливается от 20 000 до 24 000 треков. 

Если условиться, что в каждой песне около 3 минут, то большинству не хватило бы и жизни, чтобы прослушать все песни в мире.

Но почему музыка может заменить нам эликсир настроения? Рассмотрим в этой статье.

Музыка и память

Вам знакомо ощущение, когда слышишь какую-то песню, и внезапно вместе с дорожкой звуков в голову проникают разные воспоминания, образы и эмоции? Личный пример: во время долгих поездок в Астану я слушала Theodor Bastard, и теперь при прослушивании их песен я чуть ли не физически чувствую покачивание поезда и потолок в тридцати сантиметрах над головой (почему-то раньше я обожала верхние полки). 


Оказывается, для обработки музыки мозг задействует те же участки, что ответственны за память и эмоции. Прослушивание музыки, как и поедание сладостей или секс, повышает выделение дофаминов – гормонов удовольствия, а те, в свою очередь, помогают организму выучить «полезные» для него действия. Каждое прослушивание песни в определенной обстановке создает ассоциативный ряд, связывающий окружение и музыку. Эта цепочка запускается при каждом следующем прослушивании. 

Музыка окрашивает момент, а момент окрашивает музыку.

Многие не особо высоко оценивают музыку в маршрутках. Меня нередко укачивает в долгих поездках, а плейлист водителя в такие моменты – просто добивающий удар. 


Возникает вопрос: а если бы в маршрутках на Сайране играли, скажем, Joji или Билли Айлиш, воспринимали бы мы этих исполнителей иначе? И наоборот, относились бы мы к русскому шансону лучше, если бы слышали его сначала от своих кумиров или на каких-нибудь модных рейвах?

Вероятно, водители ставят русский шансон потому, что он ассоциируется у них с молодостью, тем, что игралось в позитивном контексте их жизни.

Получается, Михаил Круг – это Joji старшего поколения.

Недавно мы постили плейлист с опенингами песен из мультфильмов и сериалов нашего детства. Не сказать, что эти песни чем-то выдаются по сложности или красоте звучания, но у них, безусловно, есть одно преимущество: они ассоциируются у нас с детством, часто идеализируемым в наших головах.

Интересен в этой связи феномен призракологии – hauntology. Это широкий термин, но именно в применении к культуре он означает тенденцию прибегать к образам, звукам и прочим сигналам, которые вызывают у человека глубокое чувство тоски по забытому, но по факту несуществующему прошлому. Это проявляется в интересе к псевдо-винтажной фотографии, заброшенным пространствам, музыке, сделанной под старину, с шумами, и т.д. По ссылке можно узнать подробнее, почему эта тенденция возникла.

The Caretaker – яркий представитель призракологии в музыке. Вы уже чувствуете ностальгию? 


Музыка и маркетологи

Не секрет, что маркетологи ищут способы увеличить продажи, изучая особенности человеческой психики. 

Как правило, больше всего ярких и приятных воспоминаний человек получает в молодости, где-то между 18 и 24 годами. Поэтому автомобильные компании, например, с целью расположить к себе клиента используют в рекламных роликах музыку, которая лидировала в чартах во времена молодости той или иной группы.

Также часто используются недавние лидеры чартов: так можно быть уверенными, что песня подготовит благодатную почву для приятных ассоциаций.


Именно с целью запомниться и создать ассоциации компании запускают заедающую музыку в рекламе, и если вы напеваете ее и не можете выбросить из головы – у них хорошо получается.


В целом, ученые выделяют три характеристики музыки, которые могут повлиять на покупательское поведение: это скорость, громкость и жанр.

Есть ли разница, играет ли на фоне La vie en rose или Gimme Love? 

Исследование в Нью-Йорке 1982-го года показало, что да. С медленной музыкой на фоне в магазинах люди проводили гораздо больше времени внутри, ходя между рядами товаров. Что более важно, продажи увеличились на 32% по сравнению с обстановкой, в которой играла быстрая музыка. Объясняется это тем, что быстрая музыка возбуждает нас, заставляя двигаться быстрее и не останавливаться у товаров надолго.


То же самое подтвердило исследование в ресторанной индустрии, проведенное в 1999 году. Когда играла медленная музыка, посетители задерживались в заведениях дольше, делая больше заказов (особенно алкоголя). Под быструю же музыку люди ели быстрее, освобождая место для новых посетителей. Оба варианта используются заведениями в разных целях: скажем, элитному ресторану выгоднее ставить медленную, расслабляющую музыку, а столовой с высокой проходимостью разумнее выбирать что-то более быстрое.


Громкость – неоднозначная, но имеющая вес метрика. Согласно исследованию 1966 года, громкая музыка ведет к меньшему времени нахождения в магазине по сравнению с более приглушенной музыкой, но на продажи значительно не влияет. Другие исследования предполагают, что громкость больше влияет на восприятие времени: при громкой музыке на фоне людям (по какой-то причине чаще женского пола) казалось, что они провели в магазине меньше времени, чем на самом деле. 

Жанр музыки тоже значим, ведь во внимание сразу бросается: льется из динамиков Леди Гага или Меладзе. 

Интересный результат был у одного эксперимента, где сравнили эффект проигрывания классической музыки против попсы в винном магазине. Хоть количество продаж не увеличилось, под вайбы Моцарта и Баха люди были более склонны раскошеливаться на дорогое вино. Видимо, классика ассоциируется у людей с возвышенностью, некой аристократичностью и утонченностью. Но это же самое свойство психики может помешать при продаже других товаров: она может создать ощущение, что товар слишком дорогой, “элитный”.


Кстати, музыку на линии ожидания тоже стали ставить неспроста, а для сохранения нашего внимания. Люди действительно остаются на линии дольше, если играет музыка (что-то умеренно приятное, а не ушераздирающее, конечно же).

Музыка и люди

Вы задумывались, как часто новые люди в вашей жизни приносят новые песни в ваш плейлист? Этот процесс почти неразрывный. 

Да и в целом, на начальных этапах знакомства часто происходит примерный диалог:

- покидаешь музыки?

- оки, ты тоже)

Все. Теперь песни, которые вы услышите, будут “запатентованы” этим человеком, как и ваши ассоциации. Вы оказались в ментальной ловушке.

Плейлист – зеркало души.

Музыка настолько стала частью нашей жизни, что она помогает нам строить впечатление о себе и о других людях. Конечно, чтобы узнать человека, мы часто исследуем его записи, фото, а если повезет, то и сохраненки. Но если картинки и тексты можно посмотреть разок и “отпустить” до следующего просмотра, то музыка будет держать ваши мысли в сетях еще очень долго.

Так в чем же наша мотивация, когда мы просим кого-либо скинуть плейлист?

Видимо, мы так впечатлены человеком, что наш мозг желает получить как можно больше ассоциаций с ним. Особенно если другого материала мало и остается цепляться за любые мелочи. Ведь музыка – отличный инструмент не только для “записи” на нее уже существующих образов и воспоминаний, но и для того, чтобы дать почву воображению. 

Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, что начинал слушать песни, которые иначе не стал бы даже открывать – и все благодаря влюбленности. И ты слушаешь эти песни до дыр, выжимая из них по максимуму дофаминов. 

Музыка нас связала.

Также выяснилось, что музыка сплочает людей и улучшает командную работу. Двум группам детей по 24 ребенка показали игрушечных лягушек и сказали, что их можно разбудить, спев песню или показав какое-то упражнение. Первая группа пела лягушкам одну песню, а вторая – ходила или ползала вокруг лягушек. Затем детям дали трубки со стеклянными шариками, которые потом рассыпались по комнате, и их нужно было собрать. В итоге те, кто пели песню, гораздо больше помогали друг другу. 

Вспомните сами, какое единство ощущается, когда поешь гимн вместе с целым стадионом или просто орешь «Батарейку» в компании приятелей. Эволюционно это был один из важных механизмов для «синхронизации» людей и организации их в общность.

Может, кидая кому-то музыку, мы подсознательно хотим быть «на одной волне»? 

Как можно использовать эти знания?

Если музыка и память настолько связаны, возникает вопрос создания техник для усиления памяти с помощью подключения музыки и эмоций.  

Чтобы воспринять последовательность звуковых сигналов как связную речь, музыку или песню, мы используем механизм так называемой «рабочей памяти», которая позволяет временно держать в голове единицы звука и объединять их в единую картину. Судя по всему, рабочая память используется примерно одинаково и для музыкальных, и для вербальных (словесных) сигналов. 

Вероятно, это одна из причин, почему у музыкантов, которые постоянно запоминают и воспроизводят звуки, немного лучше развита вербальная рабочая память, чем у не-музыкантов. Например, им легче даются тональные языки, как китайский (тональные языки – это те, в которых каждый слог произносится с разной интонацией). И по этой же причине нам легче запомнить текст, который сопровождается музыкой: мы можем петь наизусть Оксимирона, но затрудняемся выучить Онегина. Поэтому учить стихи под какую-то мелодию или петь их нараспев – хорошая идея.

Также музыка на фоне повышает концентрацию при работе (если это не активное изучение чего-то нового). Группа финских ученых в 2008 году исследовала связь музыки и восстановления пациентов после инсульта. Они выявили, что те пациенты, которые ежедневно слушали любимую музыку, быстрее восстанавливали вербальную (словесную) память и улучшали концентрацию внимания, чем те, кто слушал аудиокниги или вообще не слушал ничего.

***

Музыка управляет нашим разумом, а мы управляем музыкой. На более повседневном уровне можно понимать себя лучше и манипулировать своим состоянием, или же пытаться завладеть чужими умами – в зависимости от приоритетов.



 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: