3 великих неснятых фильма. Not coming soon

 


3 великих неснятых фильма. Not coming soon


Автор: Амир Мусаев

Опубликовано: 13.06.2019

Не всякая хорошая задумка воплощается в жизнь. В кино этот тезис работает полностью. Многие великие режиссеры брались за невероятно амбициозные проекты и оказывались у разбитого корыта, опустошенные, с кучей долгов и психических проблем. Эти проекты оставались мифами, которые маститые режиссеры в назидание передавали молодому поколению. Но все учатся только на своих ошибках.

Мы сделали для вас подборку фильмов, которые так и не были сняты, но стали частью мирового кинематографического наследия.


“АД” Анри-Жоржа Клузо


В 1963 году вышел фильм Федерико Феллини "Восемь с половиной". Это был настоящий прорыв – кино, которое преодолело нарратив, драматургию и любую структуру. "Восемь с половиной" воспевал свободу и дерзость нового кинематографа. 

Анри-Жорж Клузо, "французский Хичкок" и мастер остросюжетного кино, сходил на "Восемь с половиной" и был потрясен. Он решил снять экспериментальный фильм о ревности в маленьком французском городке. Новаторство было в том, что внешне простую историю безумия главного героя он захотел полностью визуализировать в кадре. Для этого он привлек к работе лучших французских художников, которые помогли ему с декорациями в стиле оп-арта. Клузо был одержим идеей бессознательного и хотел передавать переживания героев через оптические иллюзии, филигранную работу с цветом и светом, авангардные звуковые эффекты. Он хотел сделать кино-изображение, которое было бы понятно каждому и не опиралось бы на ментальность, культуру и смыслы. 


На главную роль Клузо пригласил восходящую звезду – 26-летнюю Роми Шнайдер. Были отсняты первые пробы с оп-арт декорациями. Тогда фильмом заинтересовались большие студийные боссы из Columbia Pictures, они хотели повторить успех “Доктора Стрейнджлава” Кубрика и высматривали сильных авторов, которые могли сделать умное кассовое кино. Они познакомились с Клузо, услышали его идею, посмотрели кино-пробы и дали режиссеру полный карт-бланш. 


Увы, огромный бюджет, три съемочные группы, лучшие французские операторы, композиторы и актеры не смогли завершить фильм. Клузо не выдержал своих амбиций и после первых месяцев съемки перенес обширный инфаркт. Деньги отозвали, проект закрыли, а из 185 коробок с отснятой пленкой сделали полудокументальный фильм “Ад Анри-Жоржа Клузо” 2009 года. 


"Дюна" Алехандро Ходоровского


Все, кто знакомился с задумкой фильма и первыми наработками, говорили, что он мог изменить кинематограф и повысить планку научно-фантастических блокбастеров до предела. Получилось бы это или нет, мы не узнаем никогда. От “Дюны” Ходоровского остался огромный том с концепт-артами и раскадровками и документальный фильм о великой авантюре, которой не хватило чуть-чуть, чтобы претвориться в жизнь.


Всю эту историю начал Алехандро Ходоровски – кинорежиссер, маг, мим, писатель, поэт, ведущий эксперт по картам Таро и просто хороший человек. В 60-ых он был настоящей легендой андеграундного кино. Сняв два фильма – “Крот” и “Святую гору” – он уже создал свой неповторимый стиль, где огромное количество религиозных символов соседствовало с психоделическим угаром. 


После невероятного успеха “Святой горы” во Франции, продюсер Мишель Сейду предложил сделать совместный проект. А Ходоровски хотел снять фильм по научно-фантастическому роману “Дюна” Френка Герберта. Сказано - сделано. Уже через пару месяцев Мишель Сейду арендовал для Ходоровского замок во Франции, а режиссер начал собирать команду. Для раскадровок позвали ведущего художника графических новелл – Мёбиуса, для декораций не менее талантливого Крисса Фосса, для концепт-артов легендарного художника Ганса Рудольфа Гигера. А на главные роли пригласили самых талантливых творцов своего времени: от Орсона Уэллса и Мика Джаггера до Дэвида Кэррадайна и Салвадора Дали. 


Когда предварительный этап съемок был окончен, Ходоровски и команда имели на руках огромную книгу, в которой детально рассказывался каждый аспект фильма: декорации, костюмы, сценарий. Каждый из членов команды проявлял чудеса экономичности и практичности, так что смета выглядела относительно небольшой для проекта такого масштаба. Но студийный боссы все как один отказывались. Они были в восторге от проекта, им нравилось все, кроме режиссера. Скандальная слава Ходоровского, окутанная мистикой, наркотиками и сумасбродством, не сыграла фильму на руку фильму, и он так и не нашел финансирование. Это разбило сердце всем, кто участвовал в проекте.


Без этого фильма не было бы “Звездных войны”, “Чужого” и большинства современных sci-fi фильмов в том виде, в котором мы привыкли. Остается только верить, что Дени Вильнев, ответственный за новый фильм по “Дюне”, не разочарует и сделает что-то такое же великое и смелое.


“Наполеон” Стэнли Кубрика


У великого и ужасного Стэнли Кубрика было множество нереализованных проектов. Что-то он забраковал сам, к чему-то потерял интерес, но только один фильм он хотел снять всю свою жизнь. Фигура Наполеона Бонапарта восхищала Кубрика, и после оглушительного успеха “Космической одиссеи 2001 года” в середине 60-ых режиссер решился взяться за фильм о кумире. Кубрик взял курс на невиданную доселе правдоподобность: прочитал 500 книг о Наполеоне, посетил места всех больших баталий и сделал тщательную панораму той эпохи с историками. В итоговый документ вошло несколько десятков тысяч рисунков и литографий XIX века. Была создана огромная картотека со всеми имеющимися фактами о Наполеоне и времени, в котором он жил. 


Зная недоверчивость боссов голливудских студий, Кубрик просчитал каждый момент и предложил несколько решений для экономии: минимум искусственного освещения, никаких павильонов и съемка на натуре, малоизвестные актеры и массовка из военнослужащих Восточного блока. Фильм должен быть идти 3 часа и охватывать всю биографию Наполеона. Но продюсеров не убедили ни запредельная проработанность проекта, ни репутация режиссера, ни заверения в кассовости проекта. Индустрия кино начала играть по другим правилам, зрители устали от масштабных исторических драм, а хитами становились низкобюджетные фильмы “Нового Голливуда” с ультра-насилием и заимствованием у “французской новой волны”.


Проект так и не запустился. Но многие наработки из “Наполеона” вошли в фильм “Барри Линдон”, ставший еще одной вершиной Кубрика в кинематографе.


С 14 по 16 июня, в Алматы пройдет Уикенд европейского кино. Во время уикенда, будут показаны 6 картин европейских режиссеров. Зрителя ждёт вдумчивое, разнообразное кино, говорящее с ним на одном языке. Показы состоятся в киноцентре Арман. Подробная информация здесь.  


 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: